?

Log in

Предыдущее | Следующее

Кино про Дягилева

      Дягилев был очень модным, денди, очень модный, как сейчас говорят «метросексуал». Трудно его описать, он не похож ни на кого, кого я знаю. У него нет минусов. Кроме полноты, которая с возрастом приобрела довольно крупные размеры. Я думаю, сравнить его с Паваротти или Руссосом. Хотя я уверена, что он дико переживал внутри. А, у него же был диабет, а он все равно ел сладкое. И умер около 60-ти. 
      Он нравился всем. Кроме русских властителей. Чопорным англичанам и восторженным французам нравился. Даже итальянцам нравился, королям оперы, он показал, что бывает неитальянская опера высочайшего класса. 
      А еще он, как это сейчас говорят, был «нетрадиционной сексуальной ориентации». Это будет важно, но немного позднее, когда он встретит Нижинского.
      А сейчас представьте себе людей невероятно высокой внутренней культуры, русских, в тяжелой форме влюбленных в отчизну. Таких сейчас нет. О Господи, я рыдаю от одной этой мысли.
      Они примерно одного возраста: Бенуа, Бакст, Сомов, Дягилев. В разное время в эту тусовку входили еще другие: Мережковский, Философов, Гиппиус, а значит и многие поэты того времени: Бальмонт, Брюсов, Иванов, Блок.
   
Сергей Павлович Дягилев, Александр Константинович Бенуа, Лев Самуилович Бакст, Константин Андреевич Сомов

      Они не такие как тусовка у Мамонтова в Абрамцево. Те были более старомодные по своему укладу. Но именно они создали моду на «русское средневековье», они зародили начало: Васнецов, Врубель, Серов, Поленов, Нестеров, Билибин и Марк Антокольский. Безусловные короли живописи по тому времени в России.
      Наши герои они не такие тяжелые, они легче, более эфемерные. И жанры у них такие же – акварели, книжная гравюра. И вот. 
      Этот человек, Дягилев. Влюбленный в Россию, в свою родину, жутко модный, жутко образованный, жутко воспитанный, дворянин. Кстати, они еще студентами с друзьями ездили к Толстому «на прием». Это к портрету штрих о том, сколько уважения и преклонения было у этих людей перед Толстым. Сейчас такого не бывает. Они уже тогда знали, КТО этот человек.
        Но, вот что – эти люди были современными. Не старомодными – а современными. А любили Россию. Русское искусство. 
      И вот он, Дягилев, решил, что в Россию нужно показать Европе, что Европа будет ошеломлена. Он знал. Он не был удивлен, когда это случилось, он знал, что так и будет. 
      И еще один момент. Он не деньги зарабатывал. И даже не славу. А просто решил, Показать просвещенной Европе Русское искусство. Просто показать. Надо, очень надо показать. Типа: «Господа, вы еще не видели?! Да вы с ума сошли! Там ТАКОЕ! Это потрясающе! Вы что? Да я привезу! В следующем году! Обязательно!» И привез. 
      Он, конечно, все разукрасил, приправил для публики, но изначально видел красоту. Саму красоту, красоту без прикрас. Просто понимал, что людям, чтобы понять, надо правильно показать. Или как говорят, мои друзья: «Надо сначала шокировать».

      Вот смотрите, что будет, если просто составить список «красоты» связанной с Дягилевым и его друзьями, прежде всего с Бенуа:
      Открытие Красоты иконы – причем не только для Европы, которая впервые увидела иконы, когда их привез Дягилев, но, что важнее, для самой России. Думаете, иконы ценили в России как произведения искусства? Ошибаетесь.
      Открытие Красоты русского классического портрета времен Петра и Екатерины. То есть Дягилев и Бенуа впервые нашли где-то в закромах нашей Родины, как это не смешно звучит, но все буквально, в закромах нашли пылящимися на чердаках фамильных особняков, картины Левицкого, Боровиковского, Козлова, Матвеева. Как это не смешно, но в России к ним относились пренебрежительно. А «мирискусники» не просто их обнаружили, но еще обнаружили в них Красоту и еще показали их всем, выставки организовали, и еще и в Европу отвезли, показали. 
      А сам «Мир искусства», хотя, конечно, хотелось бы все эти имена написать отдельными пунктами. Бенуа. Сомов. Бакст. Добужинский. Образцы стиля. А еще в разное время в «Мир искусства» входили Врубель, Серов и вся эта старая гвардия. Входили, означает, что выставлялись вместе на выставках «Мира искусства», считали себя участниками объединения. А почему эта старая гвардия входила в «мир»? А потому что они были великолепны, и «мирискуссники» их обожали, и старики обожали «мирискусников». И это означает – преемственность.

А. Н. Бенуа. Прогулка короля

Л. С. Бакст. Ужин

К. А. Сомов. Вечер.

      А журнал «Мир искусства», который сейчас является примером номер один в деле книжного искусства: отбирали бумагу, шрифт, картинки рисовали сами Бенуа, Сомов и Бакст! Тексты были высшего качества. 

К. А. Сомов. Экслибрис. Ж-л "Мир искусства"
      Нет, все же это не благодарное занятие. Ну, представьте себе: теперь надо написать «Русские сезоны». Просто, без пафоса. В общем, Дягилев привозил в Европу в разное время сначала русскую живопись, начиная с икон, потом русскую музыку: оперу и симфонические концерты, Шаляпина, потом стал привозить балеты. Причем про балеты, перейдем на другую строчку. 

А. Я. Головин. Эскиз декораций к опере "Борис Годунов" для "Русских сезонов".

Н. К. Рерих. Эскиз декораций к опере "Князь Игорь" для "Русских сезонов". Половецкий стан.
      Балеты он сначала возил те, которые ставились на сцене Большого и Мариинки. А потом познакомился с балетмейстером Фокиным, с композитором Стравинским, и они стали придумывать уже балеты конкретно для Сезонов. Причем неслыханного масштаба. И Дягилев обязательно все контролировал.

Л. С. Бакст. Эскиз декораций к балету "Шахерезада" для "Русских сезонов"

Л. С. Бакст. Эскиз костюма Синей Султанши для балета "Шахерезада"

А. Н. Бенуа. Эскиз декораций к балету "Петрушка". Ярмарка в Петербурге.

      Кроме этих очевидных и всем известных фактов, мы еще вспомним его Искусство Экспозиции, то есть блин как он правильно даже картины развешивал! Даже заставлял красить стены под экспозицию. То, что сейчас делают все, всегда, он сделал впервые. И потом, сама эта чудесная чуйка и торка, как говорят мои друзья. Чуйка видеть Красоту и Торка от этой Красоты. Смешно, да? А еще традиционное русское дворянское благородство, патриотизм… 
      Это чудесно.
       Рыдаю. 
      Это были великолепные люди. Высочайшего качества. И, кстати, в большом количестве они водились тогда в России. 
      Как они любили Родину. Таких сейчас нет. Сейчас принято не любить Родину. Это плохо. 
      Как же представить этого человека живым, настоящим? Я не могу. Я не знаю таких людей. Я несчастный человек.  

      Ночью это получилось. Получилось представить его молодым, лет так 27. Еще не очень полный. Со своей седой прядью. В прекрасном коричневом костюме. Он всегда много говорил, но по делу. Это же тоже талант, много говорить и всегда по делу. То есть с ним всегда интересно всем. На картине Бакста Дягилев изображен с бабушкой, не знаю, настоящая ли это его бабушка, может няню изобразил Бакст. Но становится понятно, что Дягилев прекрасно ладит со всеми, и с бабушками в том числе. Кстати, про няню. Дягилев был собирателем Пушкина. Это было дорогостоящее дворянское коллекционирование, модное в то время. Дягилев обожал Пушкина, он знал Онегина наизусть. У него была большая пушкинская коллекция. Она осталась в форме библиотеки в Перми.

Л. С. Бакст. Портрет Дягилева

      Это обоятельнейший человек. 
      Стало понятно, для того, чтобы представить реального человека, надо придумать ему голос. У Дягилева был баритон. Он даже одно время учился оперному искусству, еще будучи студентом, думал, что может быть когда-нибудь он будет изящно выводить партию Руслана. Но несудьба. Петь он умел, но не это было его задачей. Жизнь все расставляет на места. 
      Родился Дягилев 19 марта. Значит, был рыбой.
      Он прибыл в Санкт-Петербург в 18 лет. Это был 1890 год.
Было много, любовь сильная, целых 10 лет детского счастья в любви, разбитое сердце, и дружба, которая спасла, и дело, которое нашлось и стало главным в жизни. 
      И вот опять появилась любовь. Сильная и страшная. Этот безумный Нижинский, немного не от этого мира. Да у него диагноз! Но нет! Вы его не понимаете! Никто его не понимает! Он оракул! Он античный бог во плоти! Гермес Трисмегист, Аполлон Кифаред! Его молчание и легкие улыбки – это не болезнь, не тупость, а божественная благодать и буддийский покой. Он говорит танцем, его тело создано для танца, его танец – транс шаманов и предсказания жрецов!
 
В. Нижинский в балете "Послеполуденный отдых фавна".
В. Нижинский и Т. Карсавина в балете "Видение розы".

      Его надо хранить, как драгоценное сокровище, таить от мира, чтобы ничто его не разрушило, не повлияло на его сознание, чтобы он, как та роза, цвел под хрустальным колпаком вечно.
 
В. Нижинский в балетах "Петрушка" и  "Карнавал".

      Но жизнь не удержишь в стагнации. Нижинский бежал.

      По всей видимости, Ромола Нижинская была отвратная женщина. Может и красивая, но не элегантная, не стильная, не интересная. Как могла женщина времен конца-начала просить денег? Нет. Это совсем низко. Скорее всего, когда Дягилев ее увидел, он был в шоке. Как такое сокровище, такая жемчужина, как Нижинский, мог оказаться в лапах такой неинтересной женщины. Можно представить ее еще и безвкусно одетой, неправильно говорящей, и т. д. Он был готов отдать его, но эта женщина была ему неприятна. А она была объективно неприятна, деревенщина. О Господи, да столько прекрасных женщин Парижа, Лондона, Нью-Йорка были у ног его Вацлава, а тут такое. Дягилев был обескуражен. И совсем не удивился, когда она пришла требовать денег, за то время, пока они были любовниками и делили финансы. Ах, как бы ему хотелось послать ее подальше. Но он не мог. Потому что это была жена Вацлава, мать его дочери. Тем более, он знал, что Вацлаву требуются деньги. А сам он их просить не придет. А все ее угрозы, это как жужжание мухи. Фи. Но как обидно же!
      И у него после разговора возникло четкое ощущение того, что чувствует сейчас его Родина… Что-то типа: «Ну ведь были же нормальные люди в оппозиции, но почему же пьяные матросы!!!» 
      И кажется, что это какая-то глупая ошибка. Ведь он так близко. И ничего не вернешь. Было ли все это правдой? Или он сам себя убеждал, что это истина? Была ли это ошибка или все же мгновение чистого счастья?
      Ну ладно, отпустил. Что же теперь? Силой его, что ли держать? Это не благородно. И он опять забывается в работе. И у него будет еще сто любовников и открытий – потом они станут «Великими Балетмейстерами» - Лифарь, Легат, Мясин, Баланчин. Он их находит, дает раскрыться, они становятся звездами, а потом остаются в какой-нибудь стране, где с балетом все плохо, и начинают его развивать. Так Лифарь был главным балетмейстером Гранд Опера, Баланчин – в Америке. Везде, по всей Европе в разных балетных театрах преподают русские танцовщицы и танцовщики, связанные ранее с Русскими Сезонами. 
      А Дягилев велик и несчастен. Его личному счастью не удается свершиться. Он делает балеты с Пикассо, Матиссом, Кокто, Дереном, Де Кирико, ему пишут музыку Стравинский, Рахманинов, Дебюсси, Равель, и т. д. и т. п. Мир склоняет голову перед ним. Вот такая биография, наполненная победами, великими именами, творчеством, красотой, где-то за гранью понимания. 
      И тут мы видим картину самого личного, глубоко внутреннего, интимного: Дягилев поддерживает больного сумасшедшего Нижинского, спускаясь с ним по ступенькам из ложи в театре. Он надеялся помочь, надеялся, что больной мозг откроется знакомому танцу, и привел его на «Петрушку». Но все тщетно. 
      Это не просто сцена из жизни. Это сублимация самой жизни, и кульминация жизни Дягилева.
      Все гадают, почему Нижинский сошел с ума. Мол, жена ему танцевать не давала. Ну вот как так? Почему не давала? Она же не сатрапом была, не веревками его вязала. Все же больше кажется, что он сам себе в этом отказывал. Наверное, у него было сильнейшее переживание, возможно, он считал, что «эта жизнь» разрушает его, что его прошлое греховно, и надо держаться подальше от театра. Еще было обращение к церкви, как пишут биографы: «он попал в руки толстовцев». Звучит громко, но толстовцы в принципе не плохие люди были. Но этика толстовства, сколько бы она ни была проста, не подходила строению духа Нижинского. Ему больше бы пользы принесли учения Бердяева или Ницше, да пусть бы хоть Блаватской начитался! У него же еще и мемуары есть. Они похожи на записки детей. «Пусть все любят друг друга. Пусть не будет войны». А потом 35 лет в психушке. 
     Но представьте чувства Дягилева, охватившие его, когда он узнал. Он чувствует вину. Хотя сознание ему говорит: «Ты ничего не мог сделать». Но сердце беснуется, болит. И я вижу, как он плачет по ночам.  

      Ну чем не герой для замечательного кино? Нет пока ни одного кино про «Русские сезоны» или вообще то время в культуре России. Про Бунина сняли вот кино. А там много достойных личностей было, и фоновые события ярче не придумаешь. А, ну про Есенина конечно есть фильмы. Про Айседору Дункан есть замечательный английский фильм. 
      Вот недавно увидела фильм «Звезды под луной», про Италию 39 года, Рим, съемочная площадка фильма «Тоска». Одну из главных ролей играет Альфред Молина – вот, как образ, очень похоже на Дягилева. Наверное...

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
heifez
18 июл, 2011 05:58 (UTC)
Вау, Моня, это ты написала?? Сам текст потрясающий, и вообще про Мир Искусства очень интересно, спасибо)))
monikova
18 июл, 2011 19:00 (UTC)
Ой, Ира, это я в эмоциях, конечно! У меня много-много эмоций по этой теме
Валерия Дударь
10 фев, 2016 12:28 (UTC)
Как чудесно Вы написали! Удивительно хорошо, как сейчас редко пишут! Спасибо за это удовольствие
tashal
8 мар, 2016 11:51 (UTC)
Какое вдохновенное послание! Браво! Нижинский, 1980: http://www.kinopoisk.ru/film/23140/
monikova
16 мар, 2016 05:01 (UTC)
Спасибо!
Надо же! Кино про всю эту историю! Надо посмотреть...
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Октябрь 2011
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Links

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars